Джиу-джитсу (дзюдзюцу) (яп. 柔術 [дзю:дзюцу] (info) — «искусство мягкости») — общее название, применяемое для японских боевых искусств, включающих в себя техники работы с оружием и без него. Дзю-дзюцу развивалось среди самураев феодальной Японии как метод поражения вооруженного и одоспешенного противника без использования оружия. Так как нанесение ударов противнику в доспехах было неэффективным, то наиболее действенные методы нейтрализации врага приняли форму заломов и бросков. Подобные техники были разработаны на основе принципов использования энергии атакующего против него самого, что предпочтительнее прямого противостояния.

Существует множество разновидностей дзюдзюцу, что приводит к многообразию подходов. Школы дзюдзюцу могут использовать все формы борьбы в той или иной степени (то есть, броски, захваты, заломы, удержания, выдавливания, укусы, высвобождения, удары руками, удары ногами). В качестве дополнения к дзюдзюцу многие школы также тренировали работу с оружием. Кроме названия «дзюдзюцу» также использовался ряд других терминов: «тайдзюцу», «когусоку», «торидэ», «хакуда» и «явара» и даже «дзюдо».[1]

В сегодняшние дни в дзюдзюцу изучается и то, и другое в той форме, в какой это изучалось сотни лет назад, а также в измененной форме в спортивной практике.

http://files.myopera.com/youllow/albums/800054/IMG_1378_.jpg

Основные особенности

Джиу-джитсу относят к наиболее древним видам японской борьбы. Основной принцип джиу-джитсу — «не идти на прямое противостояние, чтобы победить» — направить силу противника против него самого, не сопротивляясь ей, а лишь направляя в нужную сторону. Принцип этот связан с преданием о враче Сиробэй Акаяма, который однажды заметил, что ветки больших деревьев в бурю (по другим источникам — под тяжестью снега) сломались, а ветки ивы, поддавшись силе, затем поднялись и уцелели. Вдохновлённый этим наблюдением, врач позже основал первую школу джиу-джитсу, дав ей имя Ёсин-рю (школа ивы).

Искусство джиу-джитсу редко практиковалось в низших слоях населения, не имеющих права ношения оружия, так как техника его достаточно сложна в изучении и существовала только внутри школ. Джиу-джитсу широко практиковалось в армии, его изучали самураи. До эпохи Эдо входило в состав школ (рю), где обучались борьбе без оружия (как без доспехов, так и в доспехах) и фехтованию, включая кэндзюцу; в некоторых рю также верховой езде, стрельбе из лука и плаванию.

Техника джиу-джитсу комбинирует броски, заломы, удушения, болевые приёмы, удары, воздействие на болевые точки. Главной целью древних стилей было несомненно эффективное убийство врага, основным направлением современного джиу-джитсу стала самозащита. Дзюдзюцу легло в основу Кодокан дзюдо (мастер Дзигоро Кано). В основу айкидо (О-сэнсэй Морихэй Уэсиба) легла техника одной из школ дзю-дзюцу — Дайто-рю Айки-дзюдзюцу мастера Такэда Сокаку. Составными разделами в программе данной школы были как техники дзюдзюцу, так и айки-дзюцу. Однако в основу айкидо были положены именно техники раздела айки-дзюцу.

Традиционные и современные школы

В IХ в. японский придворный врач Акаяма Сиробэй, побывав в Китае и изучив значительный опыт китайского ушу, систематизировал все известные ему приемы борьбы для создания единой системы со своими принципами и методами. После демонстрации императору, были отобраны базовые приёмы и создана первая школа по изучению джиу-джитсу. Традиционными (классическими) школами считаются те школы, которые в течение нескольких поколений мастеров существенно не изменялись и признаны культурно-историческим наследием в Японии.[2] Обучение базируется на комплексе формальных упражнений (ката) и различных формах их реализации (рандори). Изучается как борьба без оружия, так и против вооруженного противника, фехтование в доспехах и без них, борьба в доспехах.

Современные школы создавались на базе традиционных. Цели изменений:

    * создание специализированных направлений (например, для полицейских);
    * приспособление для современных ситуаций самообороны;
    * создание спортивных направлений.

Критика спортивных школ

Спортивные школы нередко сильно отличаются от исходных и формируются по принципу «дзюдо + каратэ» и, в отличие от традиционных школ, не уделяют внимания работе с оружием. Ученики таких школ обычно не умеют противостоять вооруженному ножом противнику, обнаруживая, что тот нападает вовсе не так, как было принято во время тренировок для подготовки к соревнованиям. Кроме того, правила соревнований резко ограничивают используемые приёмы. В джиу-джитсу нет и не может быть ограничений. Трудно запихнуть огромнейший и богатейший арсенал в рамки хоть каких-то соревновательных ограничений.

Про название «джиу-джитсу» в русском языке

В России со времен русско-японской войны 1904—1905 гг широко известно как «джиу-джитсу». Написание и произношение в форме «джиу-джитсу» следуют тогдашнему обычаю передачи японских слов через посредство английского языка и давно стали традиционными, хотя более поздняя система кириллической транскрипции непосредственно с японского (система Поливанова), принятая в академических кругах, воспроизводит это слово как «дзюдзюцу» — ср. с позже заимствованным словом «дзюдо». Последнее также первоначально именовалось в России и СССР «джиу-до», позже «дзюу-до» и «дзюудо» и считалось просто более новым вариантом старого джиу-джитсу. В конце 1930-х японские системы борьбы были в СССР в своём исходном виде практически запрещены и сведены в единственную «идеологически верную» борьбу самбо; при этом было забыто самое имя борьбы дзюдо. Когда же в 1964 году она вошла в программу Олимпийских игр, то потребовалось создать советскую сборную; для этого в срочном порядке переучили самбистов и заново заимствовали название «дзюдо», уже в новой транскрипции. А слово «джиу-джитсу» сумело (несмотря на тот же запрет) закрепиться в художественной литературе, остаться на слуху и полного забвения избежать, сохранив, таким образом, свой первоначальный вид. Интересно, что выжила дореволюционная форма названия, а более поздняя (середины 1930-х) «дзюу-дзюцу» исчезла.

«Джиу-джитсу» в России

В 1978 году в СССР вновь появляются джиу-джитсу и кобудо. Одним из первых популяризаторов джиу-джитсу в СССР и России был И. Б. Линдер. В 1979 году был проведен первый "тайкай" - официальные технические соревнования по технике дзюдзюцу (джиу-джитсу), кобудо, иайдо, которые проводятся непрерывно уже более 30 лет. В конце 80-х годов 20-го века Линдер был назнчен главой официально аккредитованного представительства Международного Союза Боевых Искусств (Kokusai Budo Renmei)и ряда других японских организаций. После распада СССР 01.02.1993 года Международный Союз Боевых Искусств (Kokusai Budo Renmei) был аккредитован как международная иностранная организация распоряжением РЗП Правительства №002. В июне и сентябре 2009 года подписаны документы об аккредитации в России представительств Nippon Koden Bujutsu Renmei, Nippon Kobudo Kyokai с целью дальнейшего развития традиционных боевых искусств Японии в России. Документы об аккредитации на имя Администрации Президента РФ, Правительства РФ апостилированы МИД Японии, заверены посольством РФ в Японии и подтверждены афидавитом ТПП РФ.

В октябре 1993 года Василий Шестаков и Георгий Куковеров создают федерацию «БУДО»,[3] которая вошла в WKF (WORLD KOBUDO FEDERATION). В настоящее время Российская федерация джиу-джитсу сотрудничает с международной федерации джиу-джитсу (IJJF), которая стремится, чтобы джиу-джитсу стало олимпийским видом спорта. В 1998 году Зайцев Игорь[4] создает Региональную общественную организацию «ЕВРОАЗИАТСКИЕ ЕДИНОБОРСТВА»,[5] которая является официальным представителем «WORLD HOKU SHIN KO RYU BU-JUTSU FEDERATION»[6] и IMAF Europe[7] в России. С 2005 года эта организация входит в состав учредителей и является координатором Добровольного договорного объединения неприбыльных организаций «BUJUTSU KENKYUKAI»[8] в России.

С 2008 года сихан Игорь Зайцев входит в Member European Technical Commission and Grading and Examination Commission IMAF Europe on Nihon Ju Jutsu All Styles.

В настоящее время Российская федерация джиу-джитсу не является представителем WKF